интервалы

Музыкальная школа для взрослых Музыкальная грамота и музыкальный слух

 

     ИНТЕРВАЛЫ

             

     Интервал– расстояние между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. 

 

Умение слышать и определять какой интервал звучит – основа основ для развития музыкального слуха.

 

Для начала ознакомьтесь с теоретической частью. Для самостоятельных занятий есть специально созданное аудио-пособие.

 

Названия интервалов происходят от латинских числительных:

прима (1)

секунда (2)

терция (3)

кварта (4)

квинта (5)

секста (6)

септима (7)

октава (8)

 

     Если звуки сыграны последовательно – это называется мелодический вид. Это для развития мелодического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать мелодию.

 

     Если звуки сыграны одновременно – это гармонический вид. Это для развития гармонического слуха, чтобы лучше слышать, подбирать и записывать гармонии (т.е. аккорды)

 

     Часть интервалов бывают двух видов (большие и малые), а часть – одного вида (чистые). Не будем вдаваться в музыковедческие подробности, просто примите эти сведения как данность.

 

     1. Прима. Самое маленькое расстояние – от одного до того же звука. Это один и тот же звук.

 

        

 Чистая прима – ч.1

 

     2. Секунда. Два соседних звука.

 

 

     Если сыграть одновременно два звука, то секунда имеет напряжённое, чуть резковатое звучание. Если сыграть не одновременно, а подряд два звука, то секунда звучит немного грустно, жалостно. Секунды могут быть малые (две соседние клавиши) и большие. Малая секунда – полутон, большая секунда – тон (два полутона. полутон+полутон=тон). Малые секунды звучат более напряжённо, чем большие.

 

 

Малая секунда – м.2.

 

Большая секунда – б.2.
 

 

     3. Терция. ( «звуки через один» — «до – ми», «соль – си», «ля – до»). Терции звучат очень гармонично и «красиво» (как сказал Стив Мартин: «говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре»). Действительно, говоря о музыке очень сложно подобрать слова, поэтому просто доверьтесь своим ощущениям.

Сравните: «до – ми» — терция и «до – ми-бемоль» — тоже терция. «До – ми» — большая терция, «до – ми-бемоль» — малая. Сравните: «соль – си» и «соль – си-бемоль». Большая терция соответственно больше чем малая. У большой терции более светлое звучание, у малой – более сумеречное.

 

 

Малая терция – м.3.

 

Большая терция – б.3.

 

     4. Кварта. Призыв. Не случайно именно с кварты начинаются государственные гимны, марши. Сыграйте: «соль – до» (вверх. внизу «соль», а потом выше — «до»)

 

      «Труба зовёт». Именно на интервал кварта настроены сигналы скорой помощи.

 

Чистая кварта – ч.4.

 

     5. Квинта. Пустота. Эта пустота не со знаком минус. Это – объём, абсолют. Сыграйте одновременно «до – соль». Сыграйте в разных октавах. Чувствуете, как звучит? Квинты – это каркас, остов всех музыкальных гармоний.

 

      

Чистая квинта – ч.5.

 

А теперь сыграйте «си – фа». Это не квинта. Слышите, какое резкое звучание? ( «Си – фа-диез» — это квинта, а «си-фа» — не квинта). Этот интервал называется тритон (название не от млекопитающего, живущего в пруду, а от того, что в этом интервале три тона. Вспомните, — полутон – расстояние между двумя соседними звуками. Два полутона – тон. А три тона – этот самый тритон. «Кракозябра» одним словом). Тритон на чуть больше кварты и чуть меньше квинты.

 

 

     6. Секста. Очень романтичная. Широкий интервал.

Сыграйте «до – ля», «ре – си»:

 

 

     Сексты бывают большие и малые:

 

 

Большая секста «до – ля» (вверх) — начало песни «В лесу родилась ёлочка».

Малая секста – начало песни «История любви» ( «Love story»)

Малая секста – м.6.

 

Большая секста – б.6.

 

     7. Септима. Бывают большие — и малые.

 

 

     Напряженные, как и секунды. Широкий интервал. Большие септимы более резкие, малые – менее резкие по звучанию.

 

 

Малая септима – м.7.

 

Большая септима – б.7.

 

     8. Октава. Один и тот же звук через октаву. Очень слитное звучание.

 

Чистая октава – ч.8.

 

     Итак, у нас есть:

 

 

     Ещё раз подытожим:

Прима (1) и Октава (8) – один и тот же звук

Секунда (2) и Септима (7) – резко звучат.

Секунда – звуки рядом. Септима  — далеко.

Терция (3) и Секста (6) – «краска», «романтическое звучание».

Терция – звуки достаточно близко, Секста – широко.

Кварта (4) – призыв

Квинта (5) – остов, пустота.

 

     Если выписать все интервалы подряд в порядке увеличения, то вот что получится:

0 полутонов — ч.1 — чистая прима

1 полутон — м.2 — малая секунда

2 полутона — б.2 – большая секунда

3 полутона — м.3 – малая терция

4 полутона — б.3 – большая терция

5 полутонов — ч.4 – чистая кварта

6 полутонов — тритон

7 полутонов — ч.5 – чистая квинта

8 полутонов — м.6 – малая секста

9 полутонов — б.6 – большая секста

10 полутонов — м.7 – малая септима

11 полутонов — б.7 – большая септима

12 полутонов — ч.8 – чистая октава

 

 

        Именно интервалы «цепляют» сознание и подсознание. Достаточно двух-трёх взятых звуков, чтобы вызвать определённые чувства и ощущения. (Вспомните кинофильмы, сериалы: для подчёркивания какой-нибудь ситуации звучит музыка, вернее чаще всего это несколько звуков в определённом интервале. Если вы раньше не замечали этого, то теперь постарайтесь обратить внимание. Всё очень закономерно и интересно!)

 

 

05.09.2011, 89521 просмотр.