ГлавнаяМузыкальная школаИмпровизация и сочинение музыки

Импровизация и сочинение музыки

 

      «Импровизация»… Какое вкусное слово!!! С какой же стороны подступиться к этому «пирогу»?!

 

     Этот раздел будет понятен и полезен для тех, кто хотя бы немного знаком с музыкальной грамотой и хотя бы немного умеет играть на каком либо музыкальном инструменте. Даже если Вы не знакомы с музыкальной грамотой, то 1-й урок поймёте! (опускайте не понятные слова, читайте между строк и играть сможете)

     

    Давайте сначала разберём из чего состоит песня или инструментальная композиция. Есть несколько пластов:

— мелодия (звуки различны по высоте и по ритму)

— гармония (аккорды)

— форма (куплет, припев, вставки, количество тактов в них и т.д. и т.п.)

— стиль (баллада, bossa-nova, блюз… и т.д.)

— эмоциональное содержание (тоже не маловажный элемент)

 

     Начнём с мелодической импровизации, т.е. импровизации мелодии. Если Вы играете на фортепиано, то сначала мы будем играть только одной рукой. Дело всё в том, что сразу синхронизировать две руки (чтобы одна отвечала за импровизацию мелодии, а другая – за аккомпанемент) по началу не легко, а даже сложно. Именно поэтому начинаем с одной руки.

 

Послушайте трек.

 

     Как Вы могли заметить, здесь звучит только аккомпанемент. Аккорды равномерно чередуются (по 4 доли-удара на аккорд). Кроме того, что происходит равномерная смена аккордов, присутствует ещё периодичность – аккорды объединяются по четыре. Такое объединение по 4 аккорда, где каждый по равному количеству ударов, называется «квадрат». Поначалу эта «квадратность» нужна для того, чтобы чувствовать форму.

 

     Сейчас будем играть с этим аккомпанементом какие-то мелодии.

 

     Будем учиться всяким разным всяким правилам. По большому счёт, это всё – чистая математика. И этому научить и научиться возможно. А «душа» и «сердце»… — этому не научишь.. – либо есть либо нет. Правилам нужно научиться только для того, чтобы их нарушать! Но по началу, — только правила, правила и ещё раз правила!

 

     1-е наше правило будет то, что мы играем только в тональности, только на тех нотах, которые есть в гамме.

Если «до-мажор», то только до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до, и никаких ни ре-бемоль, ни фа-диез.

Если «ре-мажор», то только ре – ми – фа-диез – соль – ля – си – до-диез – ре, и никаких «просто фа» или «ля-бемоль»

 

Ps: не впадайте пожалуйста в ступор, если два предыдущих предложения не ясны:)

 

     Итак, мы в до-мажоре, т.е. будем играть только на белых клавишах. Вам нужно будет играть одновременно со звучащим треком. Не пытайтесь сыграть сразу много нот. Достаточно будет того, что Вы будете нажимать по 2-3 ноты на аккорд.

 

Например:

 

 

    Что делать, если нота звучит не красиво со звучащим аккомпанементом? На этот вопрос есть очень простое и верное решение – сыграйте соседнюю ноту выше или соседнюю (не через одну, не через две, а именно соседнюю) ноту ниже. Точно подойдёт!

 

     Тренируйтесь играть столько, сколько душа пожелает. Можно не играть, а петь (если руки не слушаются, то голос найдёт красивую мелодию).

 

     Для тренировок есть несколько треков в разных тональностях.

 

      «До мажор». Только белые клавиши

 

 

      «Соль мажор»: Соль – ля – си – до – ре – ми – фа-диез – соль

 

 

      «Ре мажор»: Ре – ми – фа-диез – соль – ля – си – до-диез – ре

 

 

      «Фа мажор»: Фа – соль – ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа

 

 

     Ещё небольшая подсказка «для красоты и правильности» — старайтесь делать так, чтобы последняя нота во всей композиции была основной нотой тональности (т.е. если «до мажор», то нота «до», если «соль мажор», то нота соль)

 

     Может быть у Вас появился вопрос – почему все записи в достаточно медленном темпе? – неспешный темп нужен для того, чтобы «вытаскивать мелодию».

 

     

     Для самостоятельных занятий разработан и записан целый аудиодиск (74 минуты звучания), на котором записано 65 треков (аналогично тем, которые были представлены выше) в разных тональностях (и мажоры и миноры есть). Данный диск адресован обучающимся на любом музыкальном инструменте (и вокалистам тоже).

 

ЗАКАЗАТЬ аудио-диск «Импровизация. Часть 1»

 

Видео с учениками

 

     Собственное сочинение исполняет Ольга — ученица «школы» после 2-х месячного курса занятий по импровизации. Всего по времени эта девушка училась играть на фортепиано менее, чем полгода (в перерывах между работой и учёбой в вузе)

 

 

 

 

     Собственную композицию исполняет Ксения. Девушка учится играть на фортепиано чуть больше полугода. А пробовать сочинять музыку начала совсем недавно. Это её первое сочинение.

 

 

Музыкальная школаИмпровизация и сочинение музыки